Готов ли ребёнок идти в школу?

«Отдавать ли или нет своего ребенка в школу?», «С 6 или 7 лучше?», «А готов ли он?» – этими вопросами задаются родители первоклашек.

Для многих школьников будущий учебный год – это первый учебный год в их жизни. И от того готов ли ребенок к школе, зависит во многом его дальнейшая успеваемость. Поэтому очень важно сделать правильный шаг родителям, чтобы потом их первоклашка шагал уверенно по жизни. Учебный год уже начался, а сомнения все же остаются.

Существуют ли критерии, по которым определяется готовность ребенка идти в первый класс?

Есть три группы критериев, по которым нужно определять, готов ли ребенок к школе. Самый первый – это физиологический. Очень часто ребенок достаточно развит интеллектуально, а физически он не готов к школьным нагрузкам. Это значит, что скелет еще не достаточно сформирован, мышечный скелет также. А дети должны сидеть 4 урока по 45 минут. К этому готовы не все первоклассники. Часто дети в школу уже приходят с хроническими заболеваниями, плюс школьная нагрузка – как результат частые случаи болезни. Соответственно не успевание в школе.

Второй момент: очень часто бывает так, что физическая выносливость не совпадает с интеллектуальной выносливостью. Так как головной мозг, как и весь организм еще формируется. А определенные отделы головного мозга «совершенствуются» до 10 лет, которые в частности отвечают за волевые процессы.

Третий фактор – интеллектуальная развитость ребенка: памяти, внимания, мышления. Очень часто родители делают следующую ошибку, когда готовят детей к школе. Они учат ребенка считать, читать, писать, хотя, в идеале, этому должна учить школа. И этот шаг неверен. В первую очередь родителям нужно приступать к развитию основных психических процессов: внимание, память, мышление, речь.

А если для этого нет достаточно свободного времени?

Развитие мышление, речи и памяти должно происходит в основном в детском саду. А родителям стоит только контролировать эти процессы и немного помогать ребенку в усвоении дома.

Есть ли разница между детьми, которые идут в школу после детского сада и теми, кто не посещал его?

Дети, которые не ходили в детский сад, соответственно не были в коллективе, как правило, не имеют устойчивого иммунитета. Соответственно – болезненность и неуспеваемость. Также в детском коллективе ребенок учится произвольному поведению, то есть не спонтанному. Он подчиняет себя каким-то требованиям, учится дисциплине. Первоклассник должен уметь «жить» в коллективе, «быть» в группе. Есть нормы и правила, которых нужно придерживаться, и этому ребенка тоже учат в детсаде. Дети без подобных навыков, чаще всего бывают не принятыми в школьном коллективе.

Есть ли разница между шестилетками – мальчиками и девочками?

Мальчики на самом деле менее готовы к школе, чем девочки.

На что еще нужно обратить внимание при решении о готовности ребенка к школе?

Также важна стабильность эмоционального состояния ребенка. Иногда школьные нагрузки, которые «ложатся» на плечи детей позволяют им умственно развиваться, а личностные, эмоциональные процессы в этот момент тормозятся в развитии. Ярким примером этому могут служить эмоциональные срывы в виде заикания, энуреза, формирования страхов. Эти сигналы позволяют утверждать, что ребенок не был готов к школе. Как поступать родителям в таком случае? Есть как минимум 2 варианта. Первый – это забрать ребенка со школы. Второй – уменьшение количества предметов, соответственно – нагрузки на ребенка.

Можно ли определить самостоятельно, без специалистов, что ребенок готов к школе?

Во-первых нужно спросить самого ребенка, хочет ли он идти в школу. Очень часто родители это забывают сделать. Это называется мотивационной готовностью. На вопрос «Почему ты хочешь идти в школу?», ответы могут быть самыми разными. Есть вариант престижа: ходить не в садик, а в школу. Социальный момент: все идут и я иду. Или ребенок хочет идти в школу, потому что мама им будет гордиться. И последний: школа – это что-то интересное. Именно наиболее зрелой мотивацией считается желание узнавать что-то новое – «Я хочу узнавать, я хочу знать». К сожалению, не так много детей идут с этой мотивацией. Учеба в школе это каждодневный, тяжелый труд. И когда ребенку учеба интересна, он знает, зачем он ходит в школу – тогда и будет смысл в его учебе, и только тогда ребенок будет справляться с нагрузками первого класса. Существует стандартный тест Керна-Ерасика, который позволяет определить готовность ребенка к школе. Также можно определить по тому, как пишет ребенок. В письме участвует мелкая моторика пальцев. Если эта моторика у ребенка развита хорошо, то можно утверждать, что учеба пойдет у него хорошо.

Что еще может помочь родителям в принятии решения насчет школы?

Родительская интуиция. Доказано, что люди, живущие вместе, начинают понимать друг друга без слов. Поэтому нужно позволить себе не опираться на те стереотипы, которые сложились в обществе, а послушать себя при принятии столь важного решения. Очень часто родительские амбиции скрывают от них реальную картину. Часто родители хотят реализовать в ребенке свои не сбывшиеся желания и мечты. Если есть сомнения отдавать или не отдавать ребенка в школу, то лучше сделать выбор в сторону «не», особенно если ребенок болезненный. Также если у ребенка еще очень не устойчивое внимание, он не может сосредоточиться долго на чем-то, то нужно серьезно думать, прежде чем ребенка отдавать в школу.

Есть ли советы, если родители уже решили «идти» в школу?

Очень простая вещь, о которой очень часто забывают радетели – это режим и постоянство. Очень важно чтоб первоклассник вошел в определенный режим и не выбивался из него. К примеру, у него в 7 подъем, в 9 отбой. В этом промежутке обязательно должно быть время для игры и общения с родителями, как минимум 20 минут в день. Процесс развития должен быть систематическим.

Страница обновлена 14.08.2020